Главная Советы Специалистов Социальный педагог Воспитание гуманности и доброго отношения друг к другу Большакова Мария Александровна – воспитатель СДС
Воспитание гуманности и доброго отношения друг к другу Большакова Мария Александровна – воспитатель СДС

«Воспитание милосердия и великодушия детей в семейном детском саду»

Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, кино, интернет…, где материальные ценности доминируют над  духовными, где разрушен «институт семьи». Все это способствует скорее искажению у детей представлений о доброте, милости, великодушии, справедливости, что заставляет задуматься о  проблемах нравственного воспитания собственного ребенка.

Для меня как для мамы трех девочек и одного мальчика возникает одно огромное и самое главное желание, чтобы мой ребенок вырос отзывчивым, милосердным, справедливым человеком. Получение образования, профессии, всестороннее развитие ребенка – это важно, но развить в ребенке чувства любви, доброты, сострадания, желание помочь – это, на мой взгляд наиважнейшее.

Ребенок, способный правильно оценить и понять эмоции и чувства другого человека, для которого понятия дружбы, справедливости, сострадания, добра и любви не являются пустым звуком, имеет более высокий уровень  эмоционального развития, легче приспосабливается к жизненным перепетиям.

В жизни ребенка эмоции играют важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое отношение к ней. По мере роста мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче Ребенок овладевает наукой управлять своими эмоциями. Пользоваться чувствами осознанно. Ребенок поступает так или иначе не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношении между людьми.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их развивают способности к сопереживанию и сочувствию. Необходимо обращать внимание  на то, какие переживания испытывает ребенок, какие чувства испытывают окружающие его люди, обогащать лексикон малыша словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

Находясь рядом со своими детьми, я, в силу своего характера, постоянно озвучиваю свои эмоции и чувства: как щемит сердце при взгляде на бедную старушку с опущенными глазами и дрожащей протянутой рукой, как жаль хромую собаку, замерзающего воробушка, как они нуждаются в нашей помощи. И эти «семена не замедлили дать свои всходы»- в прогулочной  коляске  всегда есть корм для собак, зимой вместе с папой сооружаем кормушки, а если я (по суете) пройду мимо старушки, дети сами проверяют свои карманы.

В силу обстоятельств, нам приходится часто бывать в доме инвалидов. И первое время детей удивляло зачем мама разговаривает с чужими людьми, привозит им подарки. Ив этой ситуации собственный пример неотделим от беседы. В Евангелии написано: «Возлюби ближнего как самого себя и не делай другому того, чего не желаешь себе.» «Представьте себя на месте этих людей (одиноких, старых, больных), некоторых вообще никто не навещает и каждое новое лицо они воспринимают с радостью. И ведь совсем не трудно улыбнуться обращенному к тебе лицу, сказать ласковое слово, подержать за руку, дать воды… И сейчас мои дети, когда мы собираемся в поездку, делают поделки, рисуют картины и напоминают мне взять гостинец  для  «соседей по палате». Не могу не упомянуть о случае, глубоко меня потрясшем. Соседки по палате аутичные бабульки, никак не реагировали на наше посещение, общение, гостинцы и т.д., к третьему визиту, одна молча протянула мне тюбик зубной пасты, а другая, назвав меня «милкой», протянула баночку варенья. Дети потом спросили, зачем я это взяла? А как я могла не взять? Ведь эта малая «лепта» сравнима с огромным даром – это все, что у них есть своего и они готовы это отдать за ласковое слово и добрый взгляд. Дети были смущены и потрясены не меньше меня, но с этого дня, на мой взгляд, «их сердца стали больше».

Но, все же трудностей в воспитании еще много: выражать свою любовь и сострадание по отношению к чужому человеку, кажется, проще, а свой родной, близкий – это, как рука, на которую обычно внимания не обращаешь, а уколешь – больно. Я имею в виду отношение старших детей к младшим. Очень хочется, чтобы желание помочь одеть колготки или налить сок… было естественным и неотъемлемым, а не только выполнением наставления. Надеюсь, что собственный пример и беседы дадут свои положительные плоды.

У детей, основываясь на примерах взрослых, складывается понимание, что хорошо, что плохо, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы.

Эффективное нравственное воспитание не возможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственными поступками наиболее понятным для малыша образом. Необходимо учить детей испытывать удовлетворение после совершения правильного поступка или испытывать угрызение совести, если нравственные нормы были нарушены.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становления детской личности. В семье ребенок учится преодолевать свой эгоизм, узнает, что хорошо, что плохо. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственные формы поведения: навыки мышления, ориентировки и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, жизненные ценности.

Без примера и наставления в добре, ребенок теряет способность формироваться как личность.