Главная Советы Специалистов Социальный педагог Воспитание любви к Родине Потехина Александра Александровна, воспитатель СДС
Воспитание любви к Родине Потехина Александра Александровна, воспитатель СДС

Мы понимаем духовно-нравственное воспитание  как формирование навыков взаимопомощи, сотрудничества, уважения к старшим, близким, товарищам; формирование уважения у ребенка к символам нашего государства, к государственным праздникам, пробуждение интереса к истории Родины, природе родного края, традициям, ремеслам;– и еще многие грани воспитательной программы. Мы видим в нашей семье основу духовно-нравственного воспитания в личном примере родителей. Мы подаем детям пример нравственного отношения к Родине, пожилым людям, друг к другу, к близким людям, к старшим, к своим родителям. Мы объясняем и показываем на собственном примере, так как считаем, что подчас это – наиболее действенный способ донести до ребенка какое-то знание.

Хочется сказать отдельно о воспитании в детях любви к родной земле, к истории России. Эта любовь и интерес очень благодатны: для ребенка естественно интересоваться тем, что любят и чем интересуются родители, что их окружает. Мы путешествуем в основном по российским городам. В последнее время мы обходим музеи, музеи-усадьбы, галереи и храмы Москвы. Дети любят новые места, любят путешествовать и прикасаться к родной истории, а также к искусствам, ремеслам разных народов. Дни рождения детей мы стараемся, если возраст это допускает, отпраздновать в музее – благо, такая услуга существует и пользуется успехом. Дети посещают творческие мастерские при двух крупнейших музеях искусств Москвы. Не всегда, получается поехать далеко, с маленькими детьми это не всегда просто. Мы бывали во многих  подмосковных городах, часто не по одному разу. Мы посетили Переславль-Залесский, Звенигород, Можайск, Боровск, Волоколамск, Троице-Сергиеву Лавру, Ростов Великий. Летом плавали по Волге и останавливались в Угличе, Калязине, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде. Мы начали ездить в такие небольшие путешествия, когда старшему сыну было два года. С тех пор, с появлением других  детей, мы продолжаем эту традицию. Дети очень любят эти поездки, ждут их. По дороге мы стараемся прочитать и рассказать больше об истории города, в который едем, о его роли в истории нашей страны. Мы ходим там, в музеи, интересные  места,  показываем и рассказываем детям о том, что знаем. Дети запомнили и очень полюбили Санкт-Петербург, где каждый побывал по разу. Были на русском Севере в Сольвычегодске, Тотьме, Каргополе, Великом Устюге.

Как нам кажется, детям понятнее, когда с ними говорят на понятном, простом языке. И этот принцип также важен и применим к «воспитательному языку», то есть, дети лучше воспринимают явления жизни через какие-то близкие, знакомые понятия. Говоря о Великой Отечественной Войне, мы показали им книжку Вильгельма Буша «Плих и Плюх», переписанную от руки их дедушкой Аликом, погибшем при обороне Смоленска в первом своем бою. Они рассматривают его фотографии, расспрашивают бабушку о его жизни. Старшие дети в школе защищали проект «Что я могу рассказать о войне», рассказывали о жизни и обстоятельствах героической гибели их дедушки, показывали фотографии, вспоминали свою поездку в Смоленск. Вообще мы стараемся чаще посещать родственников с детьми, рассказываем им о жизни нашей семьи, о традициях. Дети расспрашивают о войне, о том, кто из бабушек и дедушек и где был в эти годы, пытаются разузнать подробности. Мы их водили в Музей военной Техники, в Музей Вооруженных Сил – с восторгом они рассматривают оружие, технику. Конечно, не все им понятно, что-то остается за пределом их разумения, а что-то – живо интересует; например, множество вопросов вызывает у мальчиков оружие: папа подробно объясняет разницу между пулеметом и автоматом. Мы стараемся показывать детям Парад, посвященный Дню Победы и салют. К сожалению, только по телевизору получается. Однажды мы видели репетицию Парада на Тверской улице – они запомнили надолго, были очень впечатлены.

Большое впечатление производит чтение рассказов о пионерах-героях, помогавших партизанам и самоотверженно боровшихся с фашизмом в тылу и на фронте, рассказы советских писателей, например, рассказа Льва Кассиля «У школьной доски»; детей впечатляют события, происходившие с их сверстниками и изложенные простым понятным языком.