Главная Советы Специалистов Социальный педагог Использование художественной литературы, как средства духовно-нравственного воспитания Нтумба Казади Елена Ивановна – воспитательСДС
Использование художественной литературы, как средства духовно-нравственного воспитания Нтумба Казади Елена Ивановна – воспитательСДС

«Опыт использования в воспитании поучительных рассказов, на примере «Хрестоматии по этике» В.А. Сухомлинского»

Для меня очень важно, чтобы наши дети выросли духовно – нравственными людьми.

Мы через собственный пример, через беседы воспитываем в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Мы учим их быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

Для нас духовно-нравственное воспитание – это привить ребёнку любовь к Богу и к людям. Любовь к Богу мы прививаем, читая им Детскую Библию, читая и рассказывая разные интересные истории, то как Бог помогал в жизни разных людей. А любовь к людям мы стараемся вложить, обсуждая с ними разные ситуации, которые происходят с ними и через общение есть возможность научить их относиться к людям по-доброму, несмотря на то как с ними обошлись.

Но  ещё мы очень любим читать книгу В.А.Сухомлинского «Хрестоматия по этике». В эту книгу включены оригинальные небольшие  произведения : рассказы, новеллы, притчи написанные В.А.Сухомлинским. И книга разбита по разделам «Красота – радость жизни», «Человек – высшая ценность», »Уважение и почитание старших», «Развивай в себе чуткость» и др.  Эта книга попала мне в руки, когда я сама была ребёнком. Эти небольшие рассказики производили на меня огромное впечатление, они заставляли меня задумываться… И я ещё тогда в детстве решила для себя, что буду эту книгу читать своим детям.  И как-то приехав к маме в гости, я попросила разрешения забрать эту книгу себе. Мама с радостью мне её отдала. И вот мои дети стали подрастать… Я выбирала рассказики соответствующие их возрасту, чтобы им было понятно. Сначала это были в основном рассказы из раздела «Красота – радость жизни» и Путешествие к истокам мысли« Они отличаются простотой повествования и читаются как сказки  и понятны были даже 3-х летней дочурке. А сейчас когда дети подросли  мы все рассказы читаем. Вот например,  из раздела «Человек – это сила духа».

Девочка, которая не аплодировала

Это было через три года после войны. Приехал к нам в школу старый немецкий коммунист. В годы фашизма он был заключен в тюрьму. Когда Советская Армия разгромила фашистов, коммунист стал управлять заводом, который принадлежал теперь немецким рабочим. И вот он приехал к нам в Советский Союз. Его дружелюбно принимали на фабриках и заводах. Попросил немецкий коммунист: «Разрешите побывать в школе, хочу с детьми встретиться». Мы приготовились к встрече: построились на школьном дворе, принесли цветы. Все мы знали, что приедет наш друг — коммунист.

Но всем нам было как-то не по себе: ведь он немец, а немцы принесли на нашу землю горе, смерть, страдания. Вот стоит маленькая второклассница Майя. У нее нет обеих рук. Когда Майе было три года, через наше село проходил фронт. Мама бежала с Майей

на руках. Фашист бросил гранату, маму убило, а Майе оторвало обе руки...

Теперь Майя стоит в первом ряду... Когда к нашему строю приблизился старый немецкий коммунист, все стали аплодировать. Он шел — седой, стройный человек, смотрел нам в глаза и улыбался. Его улыбка казалась нам грустной. Подойдя к Майе, он остановился. Она не аплодировала, и, может быть, это бросилось ему в глаза.

Он увидел обрубки рук и, склонив голову, опустился перед девочкой на колени. Нас было во дворе шестьсот человек, но стало так тихо, что мы слышали жужжание пчел в цветущих вишнях. Он встал перед Майей на колени, осторожно взял обеими руками один обрубок ее руки и поцеловал. Мы услышали его слова:

— Прости, девочка... Искалечили тебя фашисты, но не немецкий народ...

Майя стояла величественная и гордая. С тех пор, когда я слышу слово «Родина», я вижу Майю в то мгновение.

Когда я прочитала этот рассказ детям первый раз - они несколько минут молчали , а потом у них посыпались вопросы. В этот раз не я задавала вопросы, а они мне. Я им всегда давала понимание того, что немцы – это не фашисты. Но в глубине сердца я чувствовала по разговорам, что они смешивают эти понятия, но эта наша беседа всё поставила на свои места.

Хочу прочитать другой рассказ из раздела « Человек – высшая ценность» , который нравится моим детям.

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:

— Ешь, Матвейка, мед. Хочешь — ложкой ешь мед с калачами, хочешь — калачи с медом. Ел Матвей мед с калачами, потом — калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед — липовый или гречневый?

— А что? — удивился дед Андрей. — Гречневым медом угостил я тебя, внучек.

— Липовый мед все-таки вкуснее, — сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

— А мука для калачей — из яровой или озимой пшеницы?

Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.

Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

Когда я прочитала  этот рассказ первый раз и задала детишкам вопрос : «Почему деду Андрею стала плохо?»  Дети не могли ответить на этот вопрос. Тогда я его задала по-другому: «А как вы думаете почему рассказ называется - Неблагодарность» Дети стали отвечать, что внук не сказал деду – спасибо. Но я хотела, чтобы они поняли, что такое неблагодарность, что она из глубины сердца исходит, а не из слов. И я предложила эту ситуацию разыграть  в сценке. И когда каждый из них побыл в образе деда и внука они поняли в чём заключается не благодарность. Потом я вспомнила,  когда они себя вели как этот внук Матвей по отношению ко мне. В результате они поняли, что вести так себя нельзя. И сейчас когда кто-то из них начинает говорить как Матвей – другие одёргивают- так не красиво говорить.

Но самый любимый их рассказ из раздела «Уважение и почитание старших»

Кто кого ведет домой

В детском саду есть два пятилетних мальчика — Василько и Толя.

Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

— Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

— Пойдем, мама, домой.

Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу.

Мать Василько идет по снегу, а сын — тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама — тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами. Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама. Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

— Разве можно по такому снегу идти? — Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Я  задавала детям вопросы:

- Чей сын вырос хорошим человеком?

-Почему?

-А почему один сын вырос добрым и любил маму, а другой вырос эгоистом и думал только о себе? – А если я буду делать только то, что вы хотите вы какими будете?

И знаете после этой беседы даже если я что-то хочу сделать за них сама – дети отказываются. Вспоминая эту историю они всегда просят, чтобы я им дала понести что-то в пакете из магазина. Хотя раньше, если я даже что-то лёгкое положу – дети изноются –ой тяжело , я устал(а), а младшая всегда на руки просилась. Теперь нет, если я только напомню им они говорят:»А, ну да я сам(а)» . Я верю, что потихоньку многие вещи они станут привычкой и им не нужно будет напоминать. И когда дети вырастут, я верю, они захотят читать эту книгу – уже своим детям. Очень хочется вложить в них всё самое лучшее.

Также в заключение хотелось добавить, что Духовно-нравственное воспитание для нас - это и воспитание уважения к традициям нашей семьи. Мы  постоянно им рассказываем разные истории из жизни наших прабабушек и прадедушек. И детям они так нравятся, что они просят их снова и снова пересказывать.

Мы верим, что наши дети будут жить достойно и пользоваться заслуженным уважением окружающих.